Тема 5. Развитие психики в онтогенезе

Дарвин рассматривал способы выражения эмоций у человека как сохранившиеся остатки действий, связанных с нападением и защитой у животных. Тинберген называл их"интенциональными движениями" — фрагментами подготовки животного к действию. По мере развития"социальности", групповых форм поведения они стали развиваться в средства внутривидового и межвидового общения животных. Существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций также имеет эволюционную основу. Эти эмоции наследственно закреплены в организации лимбической системы мозга. Не обладают лимбической системой рептилии и амфибии, и их эмоциональное поведение наименее выражено по сравнению с млекопитающими, у которых есть развитая лимбическая система. Чем выше животное в эволюционном ряду, тем больше эмоций и заботы о своем потомстве оно может проявить. У человека эмоциональная жизнь так разнообразна потому, что лимбическая система у него связана с корой полушарий и лобные области коры в высшей степени развиты.

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕРИНСКОЙ СФЕРЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Твитнуть в Онтогенез — процесс развития психики и личности в ходе индивидуальной жизни человека. Развитие психики происходит в форме филогенеза становление структур психики в ходе исторического процесса биологической и социокультурной эволюции вида и в форме Онтогенеза становления структур психики в ходе жизни отдельного организма — человека, животного.

Общие закономерности развития психики в Онтогенезе:

Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного нашей жизни, закладывающий бессознательную основу боли и страха.

На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей лет: Подобное развитие символических функций позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Ребенок не способен учитывать различные аспекты ситуации, он центрирован на одной стороне задачи, не может встать на другую точку зрения.

Представления ребенка синкретичны , то есть не выделяются существенные и второстепенные признаки, не вскрыты правила, связывающие эти признаки. Вначале мышление имеет субъективный, нелогичный характер. Особенности этого типа мышления были открыты и описаны Пиаже уже на раннем этапе творчества как характеристики эгоцентрического мышления [21; ].

Развитие эмоций в онтогенезе выражается: Эмоции имеют двойную обусловленность: Органическая взаимосвязь двух основных компонентов эмоции позволяет реализовать их вероятностно-прогностические функции в регуляции поведения человека. Ланге предполдагали, что существо эмоций исчерпывают только физиологические изменения в организме. Анохина подчеркивают стабилизирующую функцию эмоций и ее глубинную связь с процессами предсказания ситуации на базе следов памяти.

Симонов предложил концепцию, согласно которой эмоции представляют собой аппарат, включающийся при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения.

Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Помочь избежать страха смерти или смягчить его может вера в . суть различных линий онтогенеза, то поздняя зрелость подводит их итоги.

Основы психологического консультирования и психологической коррекции 4. Но предварить их обсуждение нужно краткой характеристикой основных тенденций развития психики в детском возрасте, оказывающих наибольшее влияние на особенности и содержание страха. Основная тенденция развития ребенка связана с формированием высших психических функций.

В рамках культурно-исторической теории Л. Выготского основная линия онтогенеза связана с развитием знакового опосредования психических процессов. Основываясь на теории Л. Выготского, многие исследователи рассматривают как одну из основных линий развития в детском возрасте развитие знаково-символической деятельности ребенка. Она представляет собой реализацию знакового отношения человека к себе и к миру. Выделяется три последовательно возникающих в онтогенезе вида знаково-символической деятельности.

Первый из них, замещение, представляет собой перенос свойств одного объекта на другой.

Раздел 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

Развитие психики в онтогенезе Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой развития психики в онтогенезе: Брунер, Штерн, Пертровский, Валлон, Л. Далее рассмотрим понятие психики, а также ее развитие в ходе онтогенеза. Понятие психики Психика представляет собой отражение объективной действительности.

появления сознания в онтогенезе уделом или психологии, или педагогики. Но та и функция сознания, ее возникновение и развитие. А такая . мысль о том, что его жизнь ограничена некими рамками, обычно вселяет страх и.

Введение в психологию развития: Сразу же после рождения аффективность ребенка свидетельствует о переживании им чувств удовольствия — неудовольствия и включает в себя мышечные спазмы и выраженные вегетативные реакции, наличие которых делает эмоциональный мир ребенка малоуправляемым. Первые чувства всегда доинтеллектуальны, субъективное и объективное в них не разделены, и ребенок не может установить причину своих эмоций. На протяжении детства меняется и способ выражения эмоций: Раннее детство задает основу эмоционального фона существования человека, его чувств, преобладающего настроения, аффектов.

Вначале, по мнению В. Штерна, преобладает неудовольствие, но на протяжении первого года жизни эмоциональный мир ребенка претерпевает два существенных изменения: Эмоциональное отношение к действительности проявляется в чувствах. Простые органические чувства, преимущественно отрицательные на неудовлетворение потребностей, дискомфорт , ребенок начинает испытывать с первых дней жизни. Несколько позже эмоциональную окраску принимает восприятие и деятельность, и ребенок радуется издаваемому им шуму или достижениям.

В раннем детстве эмоции преимущественно направлены на четыре группы явлений действительности, которые проявляются в следующей последовательности: На протяжении первого года жизни дети начинают эмоционально реагировать на игрушки и игры, хотя эти чувства кратковременны и неустойчивы. К концу года подавляющее количество эмоций, в основном положительных, связано с присутствием взрослого. У годовалого ребенка чувство удивления, являющееся началом познавательного отношения к окружающему миру и возникающее в первые дни после рождения, начинает проявляться особенно ярко.

ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе

Нравится Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его специфических проявлений, причин и факторов его обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс развития вспять.

Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами и повышенной возбудимостью.

ний о развитии ДР —лежат самонаблюдения говорящего (автора)“ [11, с. ]. . Преодолеть страх перед неизвестным предметом, лицом можно.

Скачать Развитие психики человека в онтогенезе Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце века. Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития. Психика — это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения.

Развитие психики это прежде всего закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных.

Существуют два пути истории развития психики: Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема.

Развитие психики человека в онтогенезе

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, в неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

По нашему мнению, этапность развития ФАП в онтогенезе является ведущим депрессии,"депрессивным формам страха пустоты и покинутости" (т.н.

Основные этапы онтогенеза Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. Выделяют следующие основные периоды развития человека: В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка. Зачатие человека — великое таинство и ответственный момент в жизни родителей, к которому они должны заранее тщательно, продуманно готовиться: Подготовка нервной системы, очищение, оздоровление организма матери и качество спермы отца, зодиакальный знак ребенка если это важно, по мнению родителей — цели такой профилактической деятельности.

Во время беременности организм ребенка и матери представляют собой единой целое.

4. Психокоррекция страхов

Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни Возраст в месяцах Сенсорные и сенсомоторные акты 1. Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого 2. Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение 3.

В онтогенезе страх аннигиляции возникает на очень ранних стадиях; к недостаточному развитию у него ряда психических функций.

Якутск Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания. Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью.

Известно, что дети дошкольного возраста легко запоминают бессмысленный материал например, считалки или объективно осмысленные, но недостаточно понятные или вовсе непонятные им слова, фразы, стихотворения. В качестве причин, лежащих в основе такого запоминания, называют интерес, который вызывается у детей звуковой стороной этого материала, особое эмоциональное к нему отношение, включение в игровую деятельность.

Кроме того, сама непонятность информации может стимулировать любознательность ребенка и привлекать к ней особое внимание. Дошкольный возраст считают периодом, освобождающим детей от амнезии младенчества и раннего возраста. Память детей во многом отличается от памяти взрослых. Мозг ребенка с первых лет жизни обладает большой способностью непроизвольного запечатления множества предметов и явлений окружающего мира.

Основные этапы онтогенеза

Проанализировать эмоциональную сферу как категорию в научных психологических исследованиях. Описать динамику страхов в онтогенезе. Раскрыть особенности развития социальных страхов и их содержание в подростковом возрасте. Теоретический анализ эмоциональной сферы в современной психологии. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое - отрицательные.

Страх — это самый древний и самый главный фактор, определяющий наши решения. Он сильнее Пятая лекция Катерины Мурашовой из цикла « Онтогенез» Анатолия Чубайса избрали президентом Ассоциации развития.

Психокоррекция страхов Прежде чем перейти к описанию логики и содержания коррекционной работы, необходимо рассмотреть основные теории детских страхов. Но предварить их обсуждение нужно краткой характеристикой основных тенденций развития психики в детском возрасте, оказывающих наибольшее влияние на особенности и содержание страха. Основная тенденция развития ребенка связана с формированием высших психических функций. В рамках культурно-исторической теории Л.

Выготского основная линия онтогенеза связана с развитием знакового опосредования психических процессов. Основываясь на теории Л.

Работа с тревожным ребенком