ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ КУЛЬТУРЫ

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики. Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления. ХХ век в истории человечества был эпохой невиданных потрясений, поставивших под сомнение ключевые ценности человеческой культуры и бытие самого человека. Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне. Лучшим подтверждением тому служит глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой экономической системы и поколебавший потребительские идеалы современного общества.

Смерть как феномен философского осмысления (Культурно-антропологический и эзотерический аспекты)

Обращение к теме социальных тревог обусловлено особенностями развития современного общества. С одной стороны, оно предоставляет человеку широкие возможности познания и творчества. Научно-технический прогресс повлиял на образ жизни современного человечества, создав условия для его деятельности, способствуя укреплению его исторического оптимизма.

С другой стороны, современный мир является неустойчивым, в нем сохраняются неопределенность и непредсказуемость, не позволяющие человеку ощущать себя защищенным. Глобальные проблемы, природные катаклизмы, новые, неизвестные ранее и неожиданно возникающие болезни, социально-экономические кризисы - все это не дает современному человеку гарантий безопасности, не вносит в его жизнь достаточно уверенности в завтрашнем дне, порождает тревогу. В этой связи философское исследование социальных тревог позволяет глубже осмыслить противоречия развития современной цивилизации.

Журнал социологии и социальной антропологии. известно, возможность познания “примитивных” обществ в историческом аспекте. .. характерная, прежде всего, для России — это унаследованный страх перед репрессиями.

Пора исследовать что и как говорили и говорят о нем. Так, в известной работе Э. В религии он представлен как не совсем удачная креатура Бога, как существо глубоко переживающее собственное несовершенство, и в силу своего страдания способное прощать грехи других людей. Наука, наоборот, исходит из того, что человек хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции.

Но о какого рода знаниях идет речь? Чего, собственно, не хватает для того, чтобы дать четкий ответ на данный прямой вопрос? Идет ли речь о фактических, гипотетических, метафизических или экзистенциальных знаниях? Если располагать науки по аристотелевской классификации, то наиболее общей наукой о человеке оказывается биология, так как остальные естественные науки, например, физика, не ставят вопроса о человеке.

Для нее он такое же тело среди прочих, рассматриваемых в механических, динамических, электромагнитных, тепловых и т. Наоборот, биология как наука о живых системах имеет своим предметом живое тело. Поэтому первый и главный вопрос биологии человека касается места, которое он занимает в ряду других живых существ. В результате выявляется, что отличительные анато-мо-морфологические, онтогенетические и этологические особенности человека даже от наиболее близкого ему вида значительно глубже, чем между остальными видами.

Стереоскопическое зрение, форма лица, развитая мускулатура, компенсирующая превращение руки в орудие труда, большой объем черепа, мышцы лица и прежде всего развитие гортани и аппарата речи - все это важнейшие анатомо-морфологиче-ские преимущества.

По мнению Платона, основным принципом успешного существования государства является разделение труда: Разделение труда порождает множество, четко дифференцированных областей, производящих для государства нужные продукты либо так или иначе способствующих производству и потреблению. Земледельцы, ремесленники, строители заняты в основных отраслях. Кроме этого понадобятся торговцы, наемники, странствующие актеры и т.

Данная выпускная квалификационная работа посвящена феномену вынужденной миграции и ее сущностным антропологическим аспектам. Главная.

, . .

/ Социальная антропология

Осориной Велико значение творческого наследия В. Все это предполагает решение следующих задач: Каганом метод семантического дифференциала, предложенный Ч. Научная новизна работы определяется следующими результатами: Общий объем диссертации стр.

Антропологические аспекты концепта"телесность" в философии спорта. Титов Метафизический страх и тоска в немецкой и русской культурах.

Сущность любви и деструкции как человеческих качеств, их влияние на личность и ее формирование. Формы проявления данных качеств, этапы их исследования философами разных времен. Современный взгляд и изучение проблемы любви и агрессивности в обществе. Контрольная работа На тему: Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви — это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь.

А прошлый опыт — тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова — любовь! Любовь — понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая — к человечеству вообще, к природе вообще… Но умы людей больше всего занимает чувство любви женщины и мужчины.

Романисты и поэты, композиторы и художники романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории.

Социология и антропология

На протяжении истории развития этнографии и антропологии присутствовали разные подходы к пониманию культуры. Если до начала 20 века культура отождествлялась с индустриальным прогрессом, то после 20 века, она стала пониматься как самоценность. То есть, нет отсталых и прогрессивных народов, все они считаются равноправными. А до 20 века Европейцы считали, что миссия культурного человека нести культуру в массы.

Антропология как самостоятельная наука возникает в середине го в.

В России социологическое изучение поколений с помощью глубинных советское поколение» впервые с социологической (антропологической) . в следующих аспектах: «демографический провал», российско-советская . Один из информантов среди качеств советского человека отметил «страх перед.

Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии — ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей.

В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей.

Дополняя Друг друга, смежные науки и обогащают друг друга. Следующая ниже схема отражает исторические корни и связи социологии с вышеупомянутыми близкими к ней науками и основами ср. Указанная в ней этнология этнография соответствует в некоторых странах социальной или культурной антропологии. Близкой к этнологии является фольклористика, изучающая народные традиции и народную культуру. Исследованием культуры занимаются также археология и социология. Археология касается духовной культуры прошлого.

Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.

Еще раз к вопросу о предметной области социально-культурной антропологии

Методологический статус социальной антропологии 4. Принципы антропологического исследования 6. Основные школы и направления 7. В этом случае речь шла уже не об анатомии, а о психологии, поэтому проблематика антропологии как бы перемещалась из сферы тела в область души.

Аннотация: Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в .. Антропологический аспект заключается в том, что страх и тревога.

Сформировавшиеся к тому времени в европейской научной традиции общественные дисциплины, становление и развитие которых осуществлялось в процессе познания более развитых по шкале исторической эволюции систем, в этом случае оказались малопригодными, так как исследователям противостояли бесписьменные, недифференцированные в экономическом и социально-политическом отношении человеческие сообщества, с малопонятными европейцам мировоззрением, идеологическими представлениями и формами мышления.

Данные о последних были добыты историками на базе изучения прежде всего письменных источников. Сам факт наличия письменности уже свидетельствует о достаточно высоком уровне развития общества и культуры. К этому следует добавить, что традиционные культуры были крайне закрытыми системами, табуировавшими для чужаков информацию о способах и формах их жизнедеятельности.

Поэтому получить информацию о них было весьма трудным делом. Не удивительно, что антропология на этом этапе развивалась автономно, даже противопоставляя себя порой другим дисциплинам, также занимавшимся изучением человеческого общества [1, с. В этой своей ранней ипостаси антропология более известна как этнография. Одной из главных функций этнографа было описание изучаемого объекта, то есть культуры конкретного социума, на базе ее чувственного восприятия.

Таким образом, с одной стороны, этнография объективно выполняла этапную функцию любой научной дисциплины, в данном случае антропологии, связанную со сбором сведений, которые впоследствии должны быть обобщены, систематизированы, проанализированы и уж потом концептуально осмыслены. С другой стороны, и современная антропология, значительно расширив круг интересов, тем не менее, в значительной мере остается ориентированной на изучение того или иного общественного феномена в его этнокультурной специфике.

Дугин А. Социология Воображения. Раздел . Антропологические аспекты социальной работы

Место социологии в системе наук об обществе и человеке Социология и антропология Социология и антропология - раздел Социология, Место социологии в системе наук об обществе и человеке Социология И Антропология. Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии.

Предмет социальной антропологии - это ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей.

Несмотря на то, что проблематика различных аспектов ценностных В социологии проблема страха рассматривается чаще всего в контексте .. смерти, изучение которого имеет длительную философскую, антропологическую.

Понятно также, что для гуманитарных наук общим объектом является не столько сам человек, сколько человек, взятый в соотношении с его социальным и природным окружением. Социальная культурная антропология исследует вопросы взаимодействия человека с культурой, в рамках которой он существует и действует. Иными словами, она изучает человека через призму его культуры. Это — микроуровень социальной жизни. Однако понимание повседневной культуры человека невозможно без уяснения принципиальных положений о культуре вообще, ее функций, факторов развития, взаимодействия культур, развития символических систем и т.

Эти вопросы изучает культурология.

Антропологический аспект

В социальной антропологии огромное место уделяется описанию и сравнительному анализу между собой обрядов инициации, посвящения. Типичным сценарием инициации является обряд посвящения в тайный союз мужской союз, подростка, достигшего половой зрелости и готового стать полноценным членом племени. Посвящаемого отводят в специальное место место, как правило, выбирается таким образом, чтобы устрашить неофита — оно полно грозными знаками и образами чудовищ.

Там с ним совершаются ритуальные действия, символизирующие травму или смерть ломаются пальцы, выбираются зубы, подвешивают за ноги, закапывают в землю, помещаются в душную яму с жаром, погружают под воду, оставляют одного во льдах, калечат, пронзают ножами и копьями, душат, избивают, мучат, секут, пытаются что-то оторвать, откусить, пугают, унижают, издеваются и т. После этого посвящаемый символически восстает из мертвых.

Ему вручаются атрибуты полноценного члена союза, рассказываются мифы, дается новое имя и все члены племени празднуют это событие.

Управление и самоорганизация: мегаисторический аспект . Исследования по исторической социологии и культурной антропологии, касающиеся . во многих странах почти полностью заменила труд из страха наказания.

Кризисное сознание, мироощущение сопровождает человечество на всех этапах его исторического развития. Наиболее остро это мировосприятие проявляется в периоды резких социальных трансформаций, когда происходит переустройство социальной системы, переоценка и изменение жизненных ориентиров и ценностей людей. Трансформационные процессы в современном обществе привели к ряду негативных последствий, каждое из которых отразилось на функционировании социальных групп, повседневной жизни каждого человека.

Среди основных характеристик современности можно выделить масштабные внезапные перемены, происходящие в короткий промежуток времени, разрушение целостности основных социальных групп, утрату веры в устойчивые институционализированные образцы социального поведения, предсказуемость социальной жизни. Глобальные трансформационные процессы отражаются в сознании каждого члена общества, что выражается в утрате адаптационных механизмов, увеличении чувства бессилия, незащищенности, апатии, депрессии.

В кризисном обществе теряют свою значимость модели прогноза и предсказания. Кризис отражается в массовом сознании в форме тревоги и страха. Кризисное сознание сформировались в веке как устойчивая форма массового сознания а индустриальном и постиндустриальном обществах.

Культурология